Если не будет своевременно повышен лимит долга и в результате произойдет выборочный дефолт США

мировой рост происходит на малой скорости, факторы экономической активности претерпевают изменения, и сохраняются некоторые риски снижения темпов роста. В Китае и все большем числе стран с формирующимся рынком начинается снижение после пика экономического цикла. Прогнозируется, что их темпы роста будут оставаться намного выше, чем в странах с развитой экономикой, но ниже повышенных уровней последних лет в силу как циклических, так и структурных причин.

Если не будет своевременно повышен лимит долга и в результате произойдет выборочный дефолт США


На передний план выступили некоторые новые риски снижения темпов роста, но в основном сохраняются и прежние риски. На момент подготовки ПРМЭ, политическое противостояние в США привело к закрытию учреждений федерального правительства страны. В прогнозах предполагается, что это закрытие будет непродолжительным, дискреционные государственные расходы будут утверждены и исполнены в соответствии с предположениями прогноза, и лимит госдолга (который, возможно, будет достигнут к середине октября) будет без промедления повышен. Все эти три допущения сопряжены с неопределенностью. Хотя в случае недолгого периода закрытия госучреждений потери для экономики США, вероятно, будут ограниченными, более длительное закрытие может причинить значительный ущерб. Что еще более важно, если не будет своевременно повышен лимит долга и в результате произойдет выборочный дефолт США, это может серьезно повредить мировой экономике.

В США в последние несколько кварталов наблюдается активный рост частного спроса. Спрос со стороны государственного сектора характеризуется противоположной динамикой, но эта противодействующая сила уменьшится в 2014 году, что создаст условия для повышения темпов роста.

Экономика Японии переживает активное оживление, но сбавит обороты в 2014 году с ужесточением налогово-бюджетной политики.

Зона евро с трудом преодолевает рецессию, но прогнозируется, что активность будет оставаться вялой. В этих трех странах с развитой экономикой сохраняются большие незадействованные мощности, и ожидается, что инфляционное давление будет оставаться пониженным.

Эта меняющаяся динамика роста ставит новые задачи перед экономической политикой, и вторичные эффекты политики могут создавать более серьезные проблемы. Траектория мировой экономики в ближайший период, вероятно, будет определяться двумя тенденциями последнего времени. Во-первых, рынки все более уверены, что в денежно-кредитной политике США наступает поворотный момент. Высказывания ФРС о свертывании мер количественного смягчения привели к неожиданно большому повышению доходности по долгосрочным обязательствам в США и многих других странах, значительная часть которого не была впоследствии компенсирована снижением, несмотря на последующее решение ФРС сохранить прежний объем покупок активов и принятые меры политики в других странах.

Во-вторых, зреет убеждение в том, что экономика Китая в среднесрочной перспективе будет расти медленнее, чем в недавнем прошлом: прежние ожидания, что официальные органы Китая примут значительные стимулирующие меры, если темпы роста объема производства снизятся до уровня, близкого к установленному правительством целевому показателю 7½ процента, пришлось пересмотреть.

В странах с формирующимся рынком вторичные эффекты во взаимодействии с существующими факторами уязвимости вызвали как желательные, так и нежелательные корректировки. Желательные корректировки включают перераспределение потоков капитала и снижение курсов валют, которые помогают смягчить нарастающие проблемы конкурентоспособности: как правило, более всего снизились курсы валют, которые в «Пилотном докладе по внешнеэкономическому сектору» 2013 года оценивались как завышенные. В то же время, волатильность повысилась, и риск чрезмерной корректировки может сдерживать инвестиции и рост. В дальнейшем ожидается умеренное повышение мировой активности, но преобладают риски недостижения этого прогноза. Прогнозируется, что источником импульса для этого повышения будут страны с развитой экономикой, где ожидается рост объема производства примерно на 2 процента в 2014 году, что примерно на ¾ процентного пункта больше, чем в 2013 году.

Причинными факторами прогнозируемого прироста будут укрепление экономики США, существенно меньшее ужесточение налогово-бюджетной политики (за исключением Японии) и весьма адаптивные денежно-кредитные условия. В зоне евро рост будет сдерживаться очень слабым состоянием экономики в странах периферии. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах прогнозируется рост примерно на 5 процентов в 2014 году, поскольку налогово-бюджетная политика, по прогнозу, будет оставаться в целом нейтральной, а реальные процентные ставки по-прежнему будут относительно низкими.

Безработица все еще будет неприемлемо высокой во многих странах с развитой экономикой, а также в различных странах с формирующимся рынком, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

На передний план выступили некоторые новые риски снижения темпов роста, но в основном сохраняются и прежние риски. На момент подготовки ПРМЭ, политическое противостояние в США привело к закрытию учреждений федерального правительства страны. В прогнозах предполагается, что это закрытие будет непродолжительным, дискреционные государственные расходы будут утверждены и исполнены в соответствии с предположениями прогноза, и лимит госдолга (который, возможно, будет достигнут к середине октября) будет без промедления повышен. Все эти три допущения сопряжены с неопределенностью. Хотя в случае недолгого периода закрытия госучреждений потери для экономики США, вероятно, будут ограниченными, более длительное закрытие может причинить значительный ущерб. Что еще более важно, если не будет своевременно повышен лимит долга и в результате произойдет выборочный дефолт США, это может серьезно повредить мировой экономике.

Помимо краткосрочных рисков, перспективы перехода к менее адаптивной денежно-кредитной политике в США могут вызвать дополнительные корректировки на рынках и выявить области финансовых эксцессов и системной уязвимости. Риски для экономической активности также обусловлены налогово-бюджетной политикой США в ближайший период. В этих условиях в странах с формирующимся рынком могут произойти чрезмерные корректировки валютных курсов и финансовых рынков в то время, когда они также сталкиваются с ухудшением экономических перспектив и усугублением внутренних факторов уязвимости; в некоторых странах возможны даже серьезные нарушения в области платежного баланса.

В зоне евро источниками рисков остаются не решенные до конца задачи по восстановлению нормальной работы банковской системы и механизмов передачи кредита, а также чрезмерных уровней корпоративной задолженности.

Недостаточные бюджетная консолидация и структурные реформы в Японии могут вызвать серьезные риски ухудшения ситуации, особенно в бюджетной сфере.

Большие объемы государственного долга, а также отсутствие среднесрочных планов корректировки, содержащих конкретные меры, и действенных реформ социальных пособий в основных странах с развитой экономикой, прежде всего в Японии и США, в совокупности способствуют сохранению стойко высоких бюджетных рисков. Бюджетные факторы уязвимости также нарастают в той или иной степени в странах с формирующимся рынком и странах с низким уровнем доходов. В то же время возобновились геополитические риски.

Директивные органы продемонстрировали решимость не допустить сползания мировой экономики в пропасть. Помимо новых «обрывов», все большую обеспокоенность вызывает возможность длительного периода вялого мирового роста. Возможный сценарий снижения темпов роста в среднесрочной перспективе характеризовался бы продолжением лишь небольшого роста в зоне евро вследствие сохраняющейся фрагментации финансовых систем и неожиданно сильных унаследованных эффектов частной задолженности, сдерживающим воздействием дисбалансов и узких мест на стороне предложения на экономику стран с формирующимся рынком и длительной дефляцией в Японии.

Между тем, прекращение политики количественного смягчения в США может сопровождаться более значительным и продолжительным ужесточением мировых финансовых условий, чем ожидается в настоящее время. В результате темпы роста мировой экономики могут составить лишь немногим более 3 процентов в год в среднесрочной перспективе вместо восстановления до уровня более 4 процентов.

Еще более беспокоит то, что денежно-кредитная политика в странах с развитой экономикой может еще много лет оставаться у нулевой границы процентных ставок. В этом случае тревожно высокие уровни государственного долга во всех основных странах с развитой экономикой и сохраняющаяся фрагментация финансовых систем в зоне евро могут со временем вызвать новые кризисы.

Чтобы предотвратить возможный сценарий снижения темпов роста или новые кризисы, необходимы дальнейшие меры политики, в основном в странах с развитой экономикой. В числе прежних задач, которые требуется решать, восстановление финансовых систем и введение банковского союза в зоне евро и разработка и реализация подкрепляемых конкретными мерами действенных планов среднесрочной фискальной корректировки и реформы социальных пособий в Японии и США. Кроме того, необходимо увеличить потенциальный объем производства, в частности в зоне евро и Японии, в том числе посредством реформ, создающих равные условия для существующих и новых участников рынка труда и снижающих барьеры для выхода на рынки продукции и услуг. Новая задача состоит в том, чтобы осторожно изменять курс денежно-кредитной политики США с учетом меняющихся перспектив роста, инфляции и финансовой стабильности.

Чрезмерное ужесточение может быть трудно впоследствии устранить, и мировой рост вполне может оказаться не выше, а ниже среднесрочных прогнозов роста и инфляции.

Перед странами с формирующимся рынком и развивающимися странами стоят новые задачи. Надлежащие сочетания мер политики и темпы корректировки будут различаться между странами ввиду различий в разрывах объема производства, инфляционном давлении, степени доверия к центральному банку, пространстве для маневра в налогово-бюджетной политике и характере факторов уязвимости.

Вместе с тем, многие страны имеют пять общих приоритетов политики. Во-первых, директивным органам следует допустить изменение валютных курсов в ответ на изменения детерминант, но могут потребоваться меры защиты от рисков неупорядоченной корректировки, в том числе посредством интервенций для сглаживания чрезмерной волатильности. Во-вторых, в странах, где основы денежно-кредитной политики пользуются меньшим доверием, может быть необходимо уделять больше внимания обеспечению прочного номинального якоря. В-третьих, следует принимать пруденциальные меры для сохранения финансовой стабильности, учитывая риски, унаследованные от недавних кредитных бумов, и новые риски, вызванные потоками капитала. В-четвертых, следует продолжать бюджетную консолидацию, кроме случаев, когда присутствует угроза очень резкого снижения активности и условия финансирования позволяют смягчить налогово-бюджетную политику. В-пятых, многие страны нуждаются в новом раунде структурных реформ, включая инвестиции в государственную инфраструктуру, устранение барьеров для выхода на рынки товаров и услуг и, в случае Китая, переориентацию роста с инвестиций на потребление.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.